Внимание! Документ защищен паролем. Для получения пароля обратитесь к автору статьи или его научному руководителю Юрию Волкову.
В работе «Анализ развития первичного публичного размещения акций российских компаний» раскрыта актуальность использования, механизм и опыт первичного публичного размещения акций российскими компаниями на российских площадках и за рубежом.
Актуальность использования первичного публичного размещения акций российскими компаниями раскрывалась через сравнение вариантов привлечения финансовых ресурсов таких как:
- нераспределенная прибыль или собственные средства собственников;
- банковские кредиты;
- бюджетные средства и государственные ссуды;
- вексельные программы (для компаний, имеющих солидный статус);
- облигационные займы, размещаемые компаниями на открытом рынке;
- первичное публичное размещение акций.
Рассматривалось, в каких случаях проведение первичного публичного размещения акций является для компании необходимостью, естественным дальнейшим развитием или субъективным выражением воли собственников.
Приведены и проанализированы последствия проведения первичного публичного размещения акций для компании, имеющие положительные и отрицательные стороны, так как дальнейшая жизнь компании коренным образом меняется и начинает зависеть от ещё большего количества факторов.
При раскрытии механизма первичного публичного размещения акций было обращено особое внимание на сравнение российских и зарубежных площадок для размещения по показателям: затратности подготовительных процедур, длительности сроков подготовки к IPO, привлекательность для определенного вида отраслей, по источникам формирования капитала до проведения IPO.
Не любая компания может себе позволить выходить с IPO на российские площадки и тем более на зарубежные. В работе описываются существующие определенные требования, выполнив которые компания может себе позволить размещение. Например: при наличии у компании проблем с налоговыми, таможенными и другими контролирующими органами, а так же при негативных фактах деятельности бизнеса, освещенных в СМИ, проведение размещения становится невозможным или нецелесообразным.
Основным и первоначальным шагом к размещению является выбор профессионального андеррайтера способного качественно и в короткие сроки проконсультировать и подготовить компанию к размещению. Здесь возникает древнейшая дилемма, выбрать малоизвестного андеррайтера с невысокими запросами по «сходной» цене за размещение и риском провести IPO без достижения поставленных целей или высококвалифицированного, с ценой услуг завышенной на размер качественности размещения и с высокой степенью надежности по проведению размещения и дальнейшему поддержанию интереса к акциям.
Чтобы провести IPO компании необходимо пройти ряд процедур и соблюсти следующие условия. Все начинается с предварительной работы по подготовке бизнес-плана. Задолго до проведения IPO совершенствуется система корпоративного управления с целью сделать её более прозрачной и ясной для будущих инвесторов. Если предполагается использовать полученные средства на развитие отдельного направления следует заранее провести реорганизацию бизнеса и выделить или создать необходимые подразделения. При размещении на зарубежных площадках существует необходимость заранее за 1,5-2 года начать вести финансовую отчетность по международным стандартам (МСФО, US GAAP). После соблюдения указанных условий можно начинать Due Diligence, выходить на широкий круг потенциальных инвесторов и предлагать им участие в акционировании. Далее идет процедура подачи документов на государственную регистрацию в ФСФР, определение диапазона цен размещения акций, выпуск предварительного проспекта, проведение Road Show и выпуск окончательного проспекта акций.
Описание опыта российских компаний проведено на основе анализа IPO за период с 1996 по 2007 года. Фундаментом для проведения анализа был выбран индекс РТС, количество разместившихся компаний по годам, деление компаний по источнику образования капитала, площадки размещения, объем размещения в долларах США и объем пакета размещения от общего количества акций.
Анализ эмитентов по отраслям интересен тем, что был определен абсолютный лидер по привлечению и были определены лидеры по источникам образования капитала, получившие от привлечения максимальную сумму средств.
Особое внимание уделено опыту IPO ОАО «Уралкалий». С первого раза ОАО «Уралкалию» в полном объеме подготовленных акций разместиться не удалось и заявленная цена акций, при начале размещения, находилась у нижней границы коридора. Однако, при втором размещении пакет не только был полностью реализован, но и цена размещения находилась у верхней границы коридора.
Таким образом, проведенный анализ развития первичного публичного размещения акций российских компаний показал, по какому пути развивалось IPO с 1996 года, и в каком направлении возможно дальнейшее развитие.
|