Ученому надоело вести круглосуточные наблюдения и он поручил помощнику продолжать опыт и поддерживать определенную температуру, а сам отправился домой спать. Ему пленился замечательный сон, в котором некий голос сказал ему: Теперь иди, и ты увидеть, что оно кристаллизовалось!» Ученый проснулся и позвонил по телефону помощнику. Оказалось, что вещество действительно кристаллизовалось. Таким образом, можно заключить, что бессознательное этого человека было подключено к химическому процессу в реторте, или получало информацию о нем. Можно назвать это явление синхронией, но это ничего не объяснит, за исключением констатации факта. Приведенный пример подтверждает, что мы не можем объяснить, каким образом бессознательное связано с материей, поскольку наши научные знания в этой области ограничены. Очевидно, что даже в современной химии имеет место проявление бессознательного человека экспериментирующего. И в этом мы соприкасаемся с тайной того явления, которое (на более примитивном уровне) лежало в основе алхимических экспериментов.
Если рассмотреть данный текст с исторической, а не с психологической точки зрения, то можно заметить, что в алхимии нашли свое отражение религиозные идеи и концепции, которые уходят корнями в эллинизированный Египет с характерным для него смешением раннегреческой и позднеегипетской религий. Я не могу прочесть вам все тексты, но многие из них несут на себе отпечаток иудейского символизма, гностицизма и многих других религиозных направлений того времени. Кроме того, анализ манускриптов позволяет отчетливо выявить еще один момент, а именно: рецепты, очевидно, являются следами тайных традиций ремесленников, ведущих свое начало от африканских знахарей и связаны с изготовлением приворотных зелий, косметических средств, сплавов и т. д. Рецепты относились к числу профессиональных секретов кузнецов и знахарей. В эпоху египетской цивилизации секреты изготовления веществ, по-видимому, передавали определенные группы священнослужителей, обладавшие монополией на производство определенных сплавов и медицинских средств. Право на монопольное производство они получали от правящего фараона, а рецепты хранили в тайных храмовых книгах.
|