Оболочка их омерзительна, полна мрака, но в этом мраке таится свет бессознательного, которым нередко приходится искать в гнетущих мотивах сна, в теневых, смыслосодержащих импульсах при условии доброжелательного их исследовании с парадоксальной позиции.
На этом этапе Сеньор испытал сознательное противоречие между двумя подходами к бессознательному. Это противоречие имеет непосредственное отношение к жизни и оправдано с точки зрения сознательных установок. Жизнь сама вызывает противоречия, с одной стороны, в сфере луны, а с другой стороны, в сфере солнца. В первом случае противоречие носит сознательный характер, а во втором — бессознательный. Обычно они тесно переплетаются друг с другом, имеют много общего и представляют собой два аспекта одного явления — парадоксальную двойственность, свойственную всем психологическим феноменам
Рис. 42. Появление Ионы из чрева кита и установка алхимиками краеугольного камня, символизирующего Христа (lapis angularis). Изображение указывает на эквивалентность «ночного странствия по морю» и философского камня. С психологической точки зрения «ночное странствие по морю» символизирует конфликт и депрессию, когда человек вынужден обратить внимание на бессознательное.
.
В тексте изображение дополнено. Картина описывает философский камень, алхимическую работу. На первом этапе осуществляется алхимическая работа, а на втором — изготовляется философский камень, так как жизненный конфликт стал осознанным. Это — следующий этап деятельности. После того как связь с бессознательным налажена, возникает довольно сложная проблема, как сохранить эту связь, не впадая в тенденциозность. Даже те, кто приобрел значительный опыт в области юнгианского анализа, склонны систематизировать процесс своей индивидуации. Приобретая огромный опыт и испытывая животворные воздействия, они тем не менее останавливаются в своем развитии, если довольствуются своим переживанием и систематизируют впечатления, читая нравоучения другим людям, поскольку любой сознательный феномен постепенно исчерпывает свой потенциал.
|