Как вы помните, в заключительной части своей последней лекции я отметила, что многое из сказанного о различных веществах и материальных процессах мы можем в настоящее время, выйдя за пределы начальных этапов развития естественных наук, рассматривать как проекции бессознательного, даже если мы не приходим к определенным заключениям относительно некоторых утверждений. Например, в средневековом документе, автором которого считают Альберта Великого, приводится теория тяжелой воды, которая, по-видимому, на интуитивном уровне предвосхищает современное открытие. Упомянутая символика также полна интуитивными догадками, предвосхищающими последующие научные открытия, хотя до сих пор неизвестно, что именно предвосхищают многие символы, поскольку сделаны еще не все открытия в области естественных наук.
В конечном счете, как уже отмечалось, проблема существования и способа связи бессознательного с материей остается нерешенной. Мы не собираемся делать предположения и поэтому воздержимся от формулировок, ограничившись гипотезой, согласно которой существует психика, способная заявлять о себе в сновидениях и непроизвольных психологических актах. Мы можем изучать ее проявления подобно физикам, которые утверждают, что существует материя или энергия, и изучают ее. Но мы уже заметили, что некоторые результаты обеих сторон настолько схожие, словно мы прокладываем туннели к центру одной горы с разных сторон.
Как вы помните, я подчеркнула уже самый важный момент: в процессе наблюдения и использования символов, а также при составлении письменных описаний, алхимики действовали без осознанной религиозной или научной программы, поэтому, в отличие от другого символического материала, который неизменно подвергался корректировке, заключения алхимиков отражали спонтанные, нескорректированные впечатления бессознательного при незначительном вмешательстве со стороны сознания.
|