Далее в тексте говорится:
«Я твердое, сухое железо, я мощный фермент, все доброе приходит сквозь меня, свет тайны всех таинств возникает благодаря мне и ничто не может повлиять на мои поступки. Все, что сияет, создано во мраке света. Но когда я достигну совершенства, я оправлюсь от своих недугов и голова с хвостом станут одним».
Рис. 51. Некоторые теологи рассматривают «инстинкт истины» как один из аспектов Снятого Духа, который изображен здесь в виде нисходящих, раздвоенных языков. С психологической точки зрения непосредственное понимание того, что является правильным и истинным для личности («истина без рефлексии» — фон Франц), свидетельствует о связи с самостью. На языке алхимиков это называется философским камнем.
Я полагаю, что первая часть достаточно понятна. В ней говорится о возникновении нового света; при конъюнкции зарождается или возникает третья вещь. Во мраке рождается новый свет, и тогда все невротические симптомы и недуги исчезают. Появляется третья вещь, которая называется illud magnum fluxum capitis et caudae (великое единство головы и хвоста).
Здесь нельзя не вспомнить об Уроборосе, пожирающем свой хвост. Его хвост и голова составляют единство, хотя и выглядят по-разному. Когда противоположности, голова и хвост встречаются, рождается некий поток, который алхимики считали мистическим или божественным. Я называю это многозначным потоком жизни. Благодаря инстинкту истины жизнь принимает форму многозначного потока, проявления Самости. В данном случае это происходит в результате конъюнкции. Хотя чаще всего упоминается философский камень, во многих текстах вода жизни отождествляется с ним.
Великий парадокс заключается в том, что, по мнению алхимиков, жидкость (бесформенная вода жизни) и камень (самый прочный, безжизненный предмет) — одно и то же. Это свидетельствует о двух упомянутых особенностях реализации Самости: за пределами водоворота жизни рождается нечто прочное и в то же время живое, способное участвовать в потоке жизни, без запретов и ограничений со стороны сознания.
|